Я тут недавно прочитал историю из жития Варлаама Хутынского, прекрасная история.
Едет Варлаам по мосту через Волхов - а там толпа собирается топить преступника. Варлаам говорит: отдайте его мне, он у меня отработает свою вину. Народ послушался - все-таки известный святой, неудобно отказать. Варлаам сделал его трудником, а потом и монахом.
Через какое-то время снова едет Варлаам через Волхов - и снова толпа собирается топить преступника. Родственники бросились к Варлааму - спаси! помоги, как в тот раз! - а тот ноль внимания. Молча проехал мимо.
Потом ученики спрашивают: что же ты, отче, одного спас, а другого не спас?
А Варлаам отвечает: тот, первый, был настоящий преступник, и утопить его хотели справедливо. Но он мог раскаяться - и, чтобы дать ему такую возможность, я его и спас.
А второй преступником не был и страдал без вины. Поэтому я его и не спас - я увидел, что он готовится принять мученичество. Зачем ему я, когда на его стороне уже сам Христос?
Сильная история.
Это я к тому, что когда мы спорим о христианстве, то мы обычно спорим или о ценностях мафии, или о ценностях гуманизма.
Вот недавно в Гаване ценности мафии и ценности гуманизма встретились, поговорили.
Но в этой истории святой Варлаам - он сначала идет против ценностей мафии, а потом против ценностей гуманизма.
То есть христианство - это что-то другое. Что-то третье.
И, может быть, если бы нам рассказали как следует, что это такое, то мы - и любители мафии, и любители гуманизма, - в ужасе бы убежали.
Следующая статья: [ “Segregation, Shady Grove, Alabama, 1956. Photograph by Gordon Parks.” ]